Суббота, 18.05.2024, 22:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2012 » Январь » 21 » История бани. Как правильно париться
02:54
История бани. Как правильно париться

История бани

Русская баня

В России бани были известны с самой глубокой древности. Наш летописец Нестор относит их возникновение к I столетию нашей эры, когда Св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо — парившихся в бане. В ней, по описанию Нестора, все превращались по цвету в сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно». Нестор заключает: «Никем, не будучи мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение».

Летописец рассказывает, что великая княгиня Ольга, желая наказать древлян, убивших ее мужа Игоря (945 г.), повелела истопить баню для древлянских послов, которые бы омывшись, представились к ней. Во время их омовения по приказанию Ольги баню зажгли и послы сгорели в ней.

После того, как Россию стали посещать многочисленные путешественники из Западной Европы, в некоторых странах стали появляться русские бани; они были в Вене, Париже, Берлине, но они далеко отстали от наших бань. Современники утверждают, что ни немцы, ни французы не могли выдержать наш жар. Иностранцы считали, что бани, как средство потогонное, весьма полезны. Но так париться, как в России, вредно. «Тело расслабляется и мозговые органы тупеют. Кожа теряет эластичность, блекнет и скоро покрывается морщинами. Женщины вянут раньше времени, преждевременно бледнеют». Так считали некоторые европейские врачи.

Все иностранцы отмечали любовь русских к крепкому пару. Один из них писал: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах… Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Один иностранец отмечал: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как-то стыдно и совестно, и чего-то не хватает ему».

Непосвященному человеку трудно представить себе, как можно париться в печи. А делали, да и сегодня еще в некоторых деревнях делают это так. Из разогретой печи удаляют угли, хорошо подметают и устилают соломой. Ставят чугун с довольно горячей водой, забираются в печь и ложатся на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивают водой свод печи, отчего в ней резко увеличивается температура и повышается влажность. Ну, а дальше, известное дело, бери березовый веник и хлещись им так, чтобы, как говорят, «чертям тошно стало».

У русских был обычай ходить в баню после совместно проведенной ночи. Это делали с утра и только после бани подходили к образам. Даже царь, если «ему было угодно спать вместе с царицей», то на следующий день они оба ходили в баню. А набожные люди почитали себя недостойными даже и омывшись после совместно проведенной ночи на второй день вступать в церковь и стояли перед дверью храма, хотя в связи с этим и подвергались весьма двусмысленным взглядам и шуточкам, особенно со стороны молодых людей. В адрес стоящих у дверей церкви так и сыпались ехидные замечания.

В старину строго соблюдалось правило: жених перед брачным днем должен был вымыться в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе. Этому обычаю следовали и цари и князья до начала XVIII столетия.

Лжедмитрий был нелюбим народом за неуважение к указанным нравственным предписаниям. Он ни разу не мылся в бане со «своею, — как пишет один из современников, — поганою царицею».

В народе российском прочно существовало поверье, что «баня все грехи смоет» (В.И.Даль).

Накануне свадьбы мать невесты пекла хлеб — «банник», которым она благословляла к венцу молодых. Этот хлеб, жареную птицу (обычно курицу) и два полных столовых прибора зашивали в скатерть и отдавали свахе, которая на другой день расшивала скатерть и угощала молодых по выходе из бани.

Православная церковь строго-настрого запрещала супружескую близость в дни строгих постов. Согласно старинным духовным поучениям это разрешалось только «в Петрово говенье и Филиппово», однако под условием «блюсти» среду, пятницу, субботу и воскресенье и праздники. После совместно проведенной ночи для супругов было обязательным правилом вымыться утром в бане, прежде чем начать молитву перед иконами.

Баня издавна играла важную роль в домашнем быту русского человека. Своя баня имелась не только в каждом зажиточном доме, но и (особенно в деревне) почти у всех бедняков. Для небогатых в городах были общие бани («царские мыльни»). В частности, такие бани были в Москве.

Баня с каменкой для поддавания пара составляла для русского человека жизненную потребность и являлась не только средством для соблюдения чистоты тела, гигиены, но служила также универсальным лекарством от всех болезней. И не только. Баня для русского человека была источником истинного удовольствия, отдохновения для души и тела, телесного и даже морального очищения и совершенствования.

Пребывание в бане и отдых после нее во многих местах России были обставлены ритуалом. Начиная от бедняков и кончая вельможами, был обычай при заходе в баню, когда человек готовился к парению, подавать ему несколько ломтиков редьки. Съев их, человек направлялся в парилку. Для утоления жажды всегда был наготове, в бане, и особенно в предбаннике, прохладный квас, сдобренный мятой или другими душистыми приправами.

Для распаривания веников и поддавания пару варили щелоки и кипятили квас с мятой. (Вообще, мята играла выдающуюся роль). В самой бане лавки покрывались мятой, ароматным голубым донником и другими душистыми травами. На лавках, рядом со свежими вениками (в основном березовыми), «стояли шайки для умывания и туеса из бересты, налитые квасом с запахом мяты и служившие для окачивания тела перед тем, как подниматься на полок, который делался из липового дерева и, обданный кипятком, окутанный паром, издавал медовый запах липы». Каждый, кто хотя бы раз был в бане и парился в такой атмосфере, не сможет устоять от соблазна повторить для себя это истинное удовольствие.

Наши предки считали, что самая простая, но и самая существенная мера к достижению здоровья является баня. В народе говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит». Благотворное влияние бани на организм человека заметили не только славяне, но и многие другие народы.

Бани, как средство достижения чистоты и опрятности, считавшихся добродетелью с давних времен, предписывались многими религиями, в частности Востока. По исламу ежедневное омовение тела возведено в степень религиозного догмата.

Как мы уже отметили, на Руси баня появилась задолго до крещения славян. В глубокой древности на Руси существовали мыльни, влазни… В Россию баня якобы завезена была арабами или спартанцами. Вполне вероятно, что русская баня является собственным изобретением славян. В пользу такого предположения говорит многое: и совершенно особый, не похожий ни на какой другой ритуал мытья славян, и высказывания иностранцев о русской бане, которые свидетельствуют о том, что ничего подобного до прибытия в Россию эти иностранцы не знали. В этом плане особенно интересно высказывание о русской бане испанского врача Риберо Санчеса (долгое время был врачом Елизаветы Петровны): «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и приводимых изо всех стран света, то полико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Нам известны весьма нелестные отзывы о гигиене славян летописцев VI века Прокопия и Маврикия: «Славяне мало пеклись о своей наружности, в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись они в многочисленные собрания людей. Греки, осуждая эту нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную красоту». По словам этих авторов, славяне мылись только 3 раза за всю жизнь: в день рождения, свадьбы и смерти. Что-то верится с трудом, чтобы «занюханные» грязнули, какими изображаются славяне, в то же время были стройными и мужественно красивыми. К тому же, все славянские племена в дохристианский период селились, как правило, по берегам рек и озер, занимались рыбной ловлей и чтобы они в таких условиях не купались — это просто абсурд. Скорее всего, Прокопий и Маврикий спутали славян с какими-нибудь кочевыми племенами из засушливых степей.

Живший во времена Петра I в Петербурге камер-юнкер Берхольц в своих записках о России пишет: «Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней по крайней мере, раз, если не два, в неделю… Русские и чухонские женщины, прислуживающие там (в бане), превосходно знают свое дело… Они, вопервых, умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные кирпичи, ту степень теплоты или холода, какую вы сами желаете и, во-вторых, мастерски ухаживают за вами. Сначала, когда полежишь немного на соломе, которая кладется на полки и покрывается чистою простынею, они являются и парят вас на этом ложе березовыми вениками сколько сами захотите, что необыкновенно приятно, потому что открываются поры и усиливают испарину», потом пальцами отделяют «от тела нечистоту, а затем берут мыло и натирают и, наконец, в заключение всего, окатывают водой и обтирают полотенцем. По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Общего «рецепта» мытья в бане нет. В каждом уголке России, почти в каждой семье существует своя, семейная «технология» мытья в бане. И это понятно. В.Иванченко приводит популярную еще тысячу лет назад поговорку: «Лучшая баня та, где топку печи разжигают сообразно натуре того, кто хочет в нее войти». Иностранцы прежде всего, отличают выносливость русских, способных находиться в бане при высокой температуре и большой влажности. «Русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогают от того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу (во двор), как мужчины, так и женщины и обливаются холодною водою, зимою же, выбежав из бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню. Бани устраиваются при реках, моющиеся из жару прямо бросаются в холодную воду».

Исторические и литературные источники свидетельствуют, что среди выдающихся русских людей многие любили «жаркую» баню. А.В.Суворов, например, где это было возможно, устраивал солдатам бани. Сам генералиссимус выдерживал в бане «ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, и всегда два ведра вдруг».

По старинным обычаям русский человек с дороги всегда шел в баню, а по обычаям русского гостеприимства приехавших гостей сначала потчевали баней.

Во время посещений Москвы Сандуны часто посещал герой 1812 года Денис Васильевич Давыдов.

Кстати, Сандуновские бани были названы в честь знаменитой актрисы певицы Сандуновой. Так эти бани называются еще с далеких пушкинских времен. Славились эти бани и своим буфетом со всевозможными напитками, от кваса до шампанского «Моэт» и «Аи».

Своими банями славился и Санкт-Петербург. В 1874 году в городе насчитывалось 312 бань. Большинство из них снабжалось невской водой. Из 312 бань — 46 было торговых и 266 «нумерных или семейных». Лучшей баней из «нумерных» по роскошной отделке и удобствам была баня Воронина, на Фонарном переулке, в собственном доме Воронина. Номера в этой бане были довольно дорогие — от 50 копеек до 10 рублей за одно посещение.

Самые же дорогие номера, отличавшиеся роскошной отделкой и посещаемые избранной публикой, находились в так называемых «Пушкинских источниках» — банях на Благовещенской улице у Николаевского моста.

В общих банях цены были небольшие, вполне доступные даже самым бедным: 1 класс стоил от 15 до 40 копеек, 2 класс — от 8 до 15 копеек, а 3 класс для простонародья — 3– 5 копеек, что было доступно всем.

В номерах и общих банях имелись парильщики и парильщицы — «бабушки», которые по востребованию мыли желающих за 15–20 копеек или «за что положите».

При бане Воронова был так называемый «полный буфет», в остальных же банях можно было получить только пиво, квас, сельтерскую воду и другие дешевые напитки.

Кстати, хотя цены в общие бани были довольно низкие, но бань было много и в них мылось практически все население, бани приносили в царскую казну большую прибыль.

Бани топились обычно один — два раза в неделю. В летние жаркие дни кое-где топить бани запрещалось с целью предупреждения пожаров, которые на Руси чаще всего возникали именно из-за бань. Исключения допускались лишь для больных и рожениц, и то в зависимости от решения местных властей. Кстати, запрещения топить бани, не касались знатных людей.

Были в Москве еще знаменитые бани — Ламакинские. В этих двух банях «перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе».

Очень любил русскую баню царь Петр Великий и страдал от ее отсутствия. Во время пребывания в Голландии он сам построил для себя русскую баню, считая, что это — лучшее средство поправить свое здоровье.

Любовь к баням была одной из самых примечательных характерных черт русской натуры. В бани ходили все — от мала до велика. Человек, не любивший бани, считался «инородным телом» в русской среде. Упоминавшийся уже Олеарий пишет, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец, потому что он не любил бань. «Русские крепко держатся обычая мыться в бане и особенно считают это необходимым делом после первой свадебной ночи, а потому во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань, в которых почти всегда найдешь множество моющихся».

Сначала в банях мылись все вместе: мужчины и женщины, однако не везде. В деревнях исстари мылись в две смены: сначала мужчины, а потом уже женщины и дети. Первый пар всегда был «мужским». В 1743 году сенатским указом запрещено было не только допускать в торговых банях мыться мужчинам вместе с женщинами, но также строго запрещалось мужскому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому — в мужскую.

Русские умели обставить мытье в бане такими атрибутами, которые делали этот процесс в высшей степени приятным и полезным. Как мы уже отмечали, почти каждая семья имела свою, складывающуюся в течение многих поколений «технологию» мытья в бане. Из многочисленных способов пользования баней каждая семья выбирала свой, с ее точки зрения наиболее полезный и приятный способ. В зависимости от этого соблюдался определенный температурный режим в бане, применялись те ароматические вещества (почти всегда растительного происхождения), которые считались данной семьей наиболее предпочтительными. Интерьер бани также свидетельствовал о вкусах ее хозяев.

Веник в бане — всему голова

Наши далекие предки проблему «ароматизации» решали иногда весьма оригинальным способом: они делали бани в виде временных шалашей из веток и листьев разных деревьев. В зависимости от желания получить тот или иной аромат, выбиралось и дерево (ветки, листья). Чаще всего использовалась липа, потом береза, можжевельник и т. д. Именно банные «шалаши» «надоумили» наших предков создать чудо «банного дела» — веник. Славяне использовали, видимо, все растения, кустарники и деревья, прежде чем остановили свой выбор на вениках из березы, дуба, липы, рябины, ольхи, пихты, можжевельника. Из таких трав, как зверобой, полынь и даже… крапива.

Что же дает веник? «Похлестывание им тела, — пишет В.Иванченко, — своеобразный массаж, усиливающий кровообращение в коже, подкожной клетчатке, мышцах, способствующий последующему закаливающему контрасту температур, более интенсивному потоотделению и усилению обмена веществ, открытию кожных пор и вымыванию из них различных, в том числе болезнетворных, микробов, опасное действие которых на организм парализуется летучими веществами-фитонцидами, содержащимися в листьях веника, оказывающими бактерицидный эффект. А эфирные масла, попадающие на кожу, улучшают в ней обмен веществ, «препятствуют преждевременному старению». Не случайно в народе говорят: «Который день паришься, тот день не старишься». Для усиления бактерицидного эффекта лучше всего париться веником из свежих веток, так как они содержат больше эфирных масел и фитонцидов, которые при сушке веников почти полностью улетучиваются. Надо иметь в виду, что каждый веник имеет свой, особый эффект, т.к. каждое растение, из которого сделан веник, имеет свои, присущие только ему эфирные масла и фитонциды. Как пишет В.Иванченко, березовый веник помогает «при боли, ломоте в мышцах и суставах,… хорошо очищает кожу при наклонности к сыпи и гнойничкам, ускоряет заживление ран и ссадин, оказывает успокаивающее действие, улучшает настроение. Его особое достоинство — сильное расширение в веничном пару мелких бронхов. Это способствует отхождению мокроты и улучшению вентиляции легких. Вот почему после такой бани очень легко дышится! Для астматиков и бывших курильщиков, начавших заниматься дыхательной гимнастикой, березовый веник незаменим.

Пристрастие россиян к березовому венику объяснимо: на протяжении многих веков это дерево занимает большое место в быту русского человека. Березовые листья, почки, береста, заболонь, сок, чага, древесина — все использовалось в хозяйстве, в быту, с лекарственными целями. Ни одному дереву не посвящено столько песен, стихов, басен, пословиц и поговорок. Это дерево прекрасно везде, где оно растет: в поле, на пригорке, в лесу, в саду, около дома.

Почки березы содержат эфирное масло, горечи, флавоноиды, смолу, дубильные и другие биологически активные вещества. В листьях найдены бетулоретиновая и аскорбиновая кислоты, гиперозид, дубильные вещества, сапонины, эфирные масла, каротин, фитонциды. Все эти вещества оказывают благотворное влияние на организм человека, в том числе и при соприкосновении листьев с телом человека при постегивании березовым веником в парной бане.

Вторым по популярности вслед за березовым считается у любителей дубовый веник. Он особенно подходит для людей с жирной кожей. В листьях дуба содержатся дубильные и красящие вещества, кверцитрин и кверцетин, эфирные масла, пентозаны. При обработке тела в бане дубовым веником особую роль играют дубильные вещества и эфирные масла листьев. Именно эти вещества делают жирную кожу матовой и упругой, хорошо очищают кожу, поры, оказывают сильное противовоспалительное действие. Дубовый веник с массивными, прочными, плотными листьями быстро очищает тело парильщика, быстро и глубоко прогревает его. Выделяемые во время парения из листьев веника вещества обладают целебным эффектом. Специалисты отмечают, что эти вещества способны даже снижать давление при гипертонии. Дубильные вещества и эфирное масло, выделяемые листьями дубового веника, оказывают лечебный эффект при разного рода накожных заболеваниях: золотухе, сыпях, экземе.

В некоторых местах России, особенно там, где имеются большие липовые рощи, популярностью пользуются липовые веники. Липа издавна пользуется в народе широким признанием как растение в высшей степени целебное. Человек, заболевший простудным недугом, чаще всего вспоминает о липовом цвете, являющемся радикальным средством при многих простудных заболеваниях, в качестве потогонного и жаропонижающего средства. Настои и отвары липы (листьев, цветков) употребляют как отхаркивающее средство при кашле, мочегонное при пиелитах и камнях в почках, болеутоляющее при желудочно-кишечных спазмах. Свежие листья липы используют в виде компрессов при головных болях, как мягчительное и противовоспалительное средство при ожогах, гнойных воспалениях. Лечебные способности листьев липы используются и через липовый веник, который «прекрасно устраняет головную боль, производит мягкую «гимнастику» для почек, ускоряет потоотделение, оказывает успокаивающее, ранозаживляющее, бронхорасширяющее, жаропонижающее действие».

Очень ароматным и в высшей степени полезным является веник из веток черной смородины, листья которой обладают потогонным, мочегонным, вяжущим, противовоспалительным действием. Содержащиеся в листьях вещества (аскорбиновая кислота, дубильные вещества, эфирное масло, пигменты, флавоноиды и др.) благотворно действуют на кожу, хорошо очищают ее от болезнетворных микробов, а аромат, испускаемый листьями, способен удовлетворить самый рафинированный «нюх». В народной медицине настои и отвары листьев черной смородины используются при лечении ревматизма, подагры, болезней желудочно-кишечного тракта и мочевого пузыря, туберкулеза лимфатических желез, золотухи, почечнокаменной болезни, водянки. Попарившись в бане таким веником, можно надеяться, что наступит облегчение при наличии такого рода заболеваний.

Кое-где в России произрастает вечнозеленый хвойный кустарник можжевельник, плоды которого широко используются в народной медицине. Во всех органах растения содержится эфирное масло, органические кислоты, дубильные вещества. Хвоя можжевельника обладает мощным бактерицидным действием. Препараты из можжевельника обладают дезинфицирующим действием. Несмотря на то, что веник из веток можжевельника довольно колючий, тем не менее, имеется много любителей попариться таким веником. Можжевельный веник помогает при подагре, ревматизме, отеках, при высыпании на коже. Можжевельный веник является рекордсменом по уничтожению на коже парильщика болезнетворных микробов.

Наряду с липовым при простуде хорош веник из веток ольхи (белой, серой). В листьях ольхи содержатся дубильные вещества, гиперозид, количество которого достигает 13 мг%, кверцитрин, а также кофейная, хлорогеновая и протокатехиновая кислоты. Препараты из ольхи обладают вяжущим и дезинфицирующим свойствами. Именно поэтому веник из ольхи хорошо очищает кожу, уничтожая болезнетворные микробы, делает упругой жирную кожу, обладая вяжущим свойством. В северных районах России использование веника из ольхи не является редкостью. Ольховый веник хорош и при простудных заболеваниях, усиливая отделение мокроты при бронхитах.

А в некоторых сибирских регионах в почете веник из пихты. Особенно хорош такой веник в зимнюю пору, когда местные жители, охотники, лесники, намаявшись и намерзшись за день, вечерком, истопив баньку, похлещутся пихтовым веничком. Пихта содержит в себе пихтовое масло. Настой из молоденьких игл и почек пихты издавна употребляется сибиряками от цинги, при ломоте в костях простудного и усталостного происхождения. После бани с пихтовым веником уходит прочь усталость из тела и изгоняется всякая хворь, особенно простуда. Пихтовый веник хорошо очищает кожу от болезнетворных микробов, лечит разного рода накожные высыпания. Пихтовое масло, дубильные вещества, фитонциды пихты при парении с веника проникают в поры тела и способствуют излечиванию многих кожных и ревматических заболеваний. Этот веник полезен при подагре.

Кроме пихтового веника кое-где в Сибири используют веники и из других хвойных растений: кедра, ели. Конечно, хвойные веники — это удовольствие для любителя, который по своему физическому состоянию способен вынести довольно серьезную процедуру парения такими вениками.

Преимущество хвойного веника заключается в том, что его не нужно запасать впрок: хвойные деревья не теряют своего хвойного наряда зимой и его можно приготовить непосредственно перед баней, когда в ветках такого веника все содержащиеся в нем вещества находятся в так называемом «живом» виде, особенно вещества бальзамические.

В некоторых южных районах России на границе с Казахстаном, где нет леса, с успехом используются веники из полыни, которая в изобилии здесь произрастает. Заготовка таких веников производится сразу после цветения полыни, когда стебли растения еще не сильно огрубели. Веник из полыни также очень полезен. В траве полыни горькой содержится около 2% эфирного масла, имеются гликозиды, фитонциды, органические кислоты, дубильные вещества, другие биологически активные компоненты. Полынь издавна используется в народной медицине при заболеваниях суставов, желтухе, ревматизме, ожирении, болезнях желудка, печени, желчного пузыря. Наружно препараты из полыни горькой применяются при ушибах, гнойных язвах и ранах. При такого рода заболеваниях веник из веток полыни всегда кстати и пожалуй его терапевтическое лечебное действие не уступит, а скорее превзойдет эффективность некоторых других распространенных веников.

Особое место среди веников занимает веник из ветвей крапивы двудомной и реже жгучей. Стебли крапивы, как и все растение, покрыты жгучими длинными волосками. В стеблях и листьях крапивы содержится большое количество биологически активных веществ: аскорбиновая кислота, каротин, витамины группы В и витамин К, органические кислоты, дубильные вещества, фитонциды и др. Крапива издавна применяется в народной медицине: она обладает кровоостанавливающим действием, усиливает свертываемость крови, оказывает тонизирующее действие на стенки сосудов, улучшает все обменные процессы в организме. Отвар листьев крапивы применяется при туберкулезе, анемии, бронхите, малярии, болезнях селезенки, мышечном и суставном ревматизме, радикулите. Веник из крапивы слегка запаривают теплой водой и парятся. Содержащиеся в крапиве вещества оказывают на кожу мощное лечебное действие.

6 июля, на Аграфену — купальницу обязательно мылись в бане и «отменно парились». Архангелогорцы, жители Подмосковья пол в банях застилали в этот день свежею травою, а девушки парились в этот день свежими вениками, связанными из целебных трав. В Тверской губернии парились вениками, утыканными цветами, специально для этого сорванными.

Обыкновенно именно в день Аграфены — купальницы заготавливали веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес. Веники делали не только березовые. На Вологодчине, например, предпочитали вязать их из различных пород лиственных деревьев и растений, так что в каждый веник по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рыбины, по цветку разных трав.

Правда, во многих местах России баню было принято устраивать не на Аграфену — купальницу, а на Ивана Купала, точно так же, как и вязать веники.

В Пинежских деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то в этот год помрешь.

На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров, гадали о своем будущем — перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели, если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется живым.

Костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадет веник — туда и замуж выходить.

Казалось бы, несложное сооружение — «связка стеблей или веток с листвой (подметать, париться в бане, чистить платье) — веник». А в каком почете веник у русских! Веник вошел во многие пословицы и поговорки: «Веник в бане наибольший господин», «Веник в бане всем начальник», «Банный веник и царя старше!»

В последнее время к традиционным российским веникам из березовых, дубовых, липовых и ольховых веток прибавились, являющиеся пока редкостью, эвкалиптовые веники. Известно, что листья эвкалипта содержат в себе очень ценные, лечебные компоненты: масла, фитонциды, ароматические вещества, обладающие антисептическими свойствами. Настой из листьев эвкалипта используется как антисептическое средство, им обрызгивают деревянные стены парилки и поддают на раскаленные камни. Возникающий при этом ароматный пар обладает не только антисептическими, но и ингаляционными свойствами. При этом дышать надо через нос и тогда гортань, трахеи, бронхи и даже прилегающие к бронхам легкие прогреваются целебным паром эвкалипта.

Содержащееся в листьях эвкалипта эфирное масло обладает бактерицидным и болеутоляющим свойством. В связи с этим, оно активно используется в виде компрессов при невралгии, воспалении мышц, при разного рода ушибах, растяжениях, болях в суставах. Об эффективности эвкалиптового масла при лечении некоторых довольно опасных заболеваний можно убедиться на следующем примере: при таком опасном заболевании, как ангина, достаточно капнуть две — три капли эвкалиптового масла на кусок сахара и подержать его во рту до тех пор, пока он не растает и воспалительный процесс значительно снизится.

Для веника можно использовать также хвойный лапник, ветки клена, ореха, ясеня.

Банные обычаи россиян

Особенно любили баньки на севере России, на Урале, в Сибири. «Банька была у него построена на славу: большая, светлая, просторная, с липовыми полками, менявшимися чуть не каждый год… Перед баней иногда скоблили и строгали рубанком и лавки, и пол, и стены, чтоб была как новая… Чуть не с полночи жарили баню, варили щелоки, кипятили квас с мятой для распаривания веников и поддавания на каменку… В предбаннике на лавках высоко, в несколько рядов, наложены были кошмы, покрытые белыми простынями; весь пол устлан войлоками, и на них раскидано пахучее сено, крытое также простынями. В бане на полках и на лавках настланы были обданные кипятком: калуфер, мята, чабер, донник и другие пахучие травы. На лавках лежали веники, стояли медные луженые тазы со щелоком и взбитым мылом, а рядом с ними большие туеса, налитые подогретым на мяте квасом для окачивания перед тем, как лезть на полок. На особом крытом скатертью столике разложены были суконки, мелко расчесанные вехотки (пучок расчесанного мочала) и куски яичного казанского мыла».

Особой популярностью в качестве напитка в бане пользовался квас, в приготовлении которого наши предки были большие мастера и выдумщики. Квасы приготовлялись на плодово-ягодных соках, на меде, с добавлением пахучих трав и пряностей. Парились в банях очень долго и выпивали за многочасовое пребывание в бане огромное количество кваса. Мельников-Печорский писал, что упомянутый им игумен — старовер «целые жбаны холодного квасу выпивал». В почете был так называемый парной квас — ядреный, шипучий, бьющий в нос.

Во многих губерниях России был обычай при заходе в баню, когда человек готовился войти в парилку, он съедал несколько ломтиков свежей редьки. Ничего другого перед парилкой есть не рекомендовалось. Только при простуде советовали: наешься луку, ступай в баню, натрись хреном и запей квасом.



http://housebuild.3dn.ru/



Категория: Строительство бани | Просмотров: 860 | Добавил: Man89 | Теги: House, каркас, банька, основа, Build, ДОМ, строительство бани, http://housebuild.3dn.ru, баня | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Новости сайта [1]
Фундамент [13]
Стены [8]
Материалы для строительства [6]
Грунты [6]
Грунтовые воды [4]
Электроснабжение [9]
Скважина [6]
Крыша [6]
Дом [4]
Подвал [4]
Проекты домов [4]
Энергосбережение [7]
Строим своими руками [1]
Инструменты для страительства [2]
Строительство бани [15]
Благоустройство [11]
Освещение [8]
Отопление [12]
Колодец [5]
Сад [8]
Печь [5]
Участок [14]
Лестницы [15]
Погреб [4]
Канализация [5]
Очистные сооружение [18]
Водоснабжение [5]
Домоводство [7]
Ошибки строительства [11]
Конструкции и мебель [2]
Недвижимость [10]
Особенности строительства и архитектурные решения [3]
Cолнечные установки [23]
Тепловой насос [6]
Садовая мебель [4]
Туалет [6]
Скачать фильмы [194]
Смотреть фильмы онлайн [5]
Другие материалы [41]
Заработок в интернете [5]
Фен-шуй [55]
Поиск модератора
В данный момент происходит поиск модераторов на этот сайт, для заполнения сайта тематичными материалами и публикациями .Все кто хочет стать модератором с такими условиями ,просьба писать на эл. почту - man455@yandex.ru
Ваша реклама

Шакира Исабель, Shakira Isabel.

Николь Шерзингер, Nicole Scherzinger.

Сайт посвящённый Майклу Джексону.

Свободный клуб (клуб свободных людей).

Гороскоп и знаки зодиака

Шакира Исабель, Shakira Isabel.

Реклама и заработок в интернете

Man778.ru

Мир Simcity

Кулинарный портал

ТурбоЛайкер - раскрутка лайков и групп в ВК

Сайт о ножах мира

https://img-fotki.yandex.ru/get/39073/36830032.44/0_7fd54_2f48c0ba_orig

Видео с youtube
Случайные снимки
Поиск
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Мини-чат
200
Облако тегов
Для отображения блока требуется Flash Player 10

основа House каркас ДОМ http://housebuild.3dn.ru Build кладка ФУНДАМЕНТ кровля пол грунты гравелистый грунты для строительства крупный Ударно-канатное бурение скважин на Buil лесоматериал лесоматериал для строительства грунт США драма HDRip бурение скважины делаем скважину скважина Кессон Кессон для скважины насос скважинный насос roof карказ крыши кровля дома Крыша крыша дома черепица Dom home дача жилище Изба катедж коттедж хом Инструменты необходимые для строите Как п Rus 420 проектов частных домов Лучшие проекты загородных дом проект строительства дома проекты домов проет дома строим дом строить дом Как правильно выбрать лесоматериал кирпичи для строительства банька строительство бани баня Дома из газобетона Строительство дома из газобетона недвижимость Недвижимость в испании pdf Недвижимость в Санкт - Петербурге Обмен муниципальных квартир DVDRip Фундамент бани Простая печь-каменка возведение стен Дом из дерева инструменты Подготовка бревен к постройке бани Обслуживание компостера биотуалета печь Простой наземный погреб канализация Канализация бани Живая изгородь колодец Ландшафтный дизайн дачного участка кустарники и деревья на даче цветы Ручей на участке своими руками Ошибки строительства Сад и огород своими руками Как правильно приготовить компост Французский дренаж Землебитная цистерна Металлические ворота Освещение патио патио Банные печи Дымовые трубы и дымоходы Усиление прямых вертикальных землеб электропроводка в доме Электроснабжение заработок на сайте кликандер Дом2 отстой закрыть Дом 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Случайные снимки
...
Контекст
Block title